ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ: td@epkgroup.ru +7 (495) 789 74 80  

Рейтинг@Mail.ru

.

Подвиг советского солдата

.

Мемориал ОАО "ЕПК Самара"

Память на все поколения 

Около 500 тысяч жителей Куйбышевской области ушли на фронт, 216900 человек не вернулось. Среди них были и работники 4-го ГПЗ, отдавшие свои жизни за свободу нашей Родины. Каждый год в преддверии Дня Победы сотрудники ОАО «ЕПК Самара» и ветераны предприятия собираются у памятника заводчанам, павшим на полях сражения Великой Отечественной войны и возлагают цветы к памятнику погибшим воинам, находящемся на территории предприятия и обелиску, воздвигнутом в честь тружеников тыла 4-го ГПЗ, вклад которых в Победу в Великой Отечественной войне неоценим.


ОАО «ЕПК Самара» создано на базе корпуса «А» 4-го Государственного подшипникового завода, который был эвакуирован в сентябре 1941 года из Москвы в город Куйбышев. «Точка 4» - так в годы Великой Отечественной войны шифровался стратегический объект оборонного значения 4-й ГПЗ.  

А всё начиналось в сентябре 1941 года. Из материалов Евгения Астахова и Юлия Квереля: «На переданной под строительство нового подшипникового завода площадке в 90 гектар располагалось, примерно, 100 барачных деревянных или кирпичных одно- и двухэтажных зданий, утопающих в грязи и, практически, не имеющих необходимых транспортных и энергетических коммуникаций и тепла».

В сентябре и октябре 1941 года на завод в Куйбышев с 1-го ГПЗ прибыло свыше 1 500 человек и более 1 000 единиц оборудования. Началось создание цехов и участков, монтаж станков и коммуникаций. Строительные работы осуществлялись в тяжелейших условиях, не хватало электроэнергии, не было необходимого инструмента, для обогрева жгли костры. Не было кранов – разгружали станки вручную, тащили их на стальных листах юзом; не влезал пресс по высоте в бывшую конюшню – копали напрямик; не было щебня для бетона – били булыжник молотками…

21 ноября 1941 года из незавершенного производства подшипников 1-го ГПЗ в Куйбышеве собрали первую партию подшипников - три тысячи штук. А к концу декабря 1941 года самолеты, дежурившие на Куйбышевском аэродроме, вывезли более шестидесяти тысяч подшипников. Завод начал работать и в его историю навсегда вошли имена Евдокии Поповой, обработавшей кольца первых подшипников и сборщиц: Матрены Кузнецовой, Прасковьи Колесовой, Евдокии Жуковой. В ноябре 1941 года лучший фрезеровщик завода Василий Андреевич Максимов пустил первый фрезерный станок. Всю войну и первое послевоенное десятилетие директором завода был Яков Соломонович Юсим. Он запомнился современникам как прекрасный инженер, мудрый руководитель.

- Если бы не те люди, которые приехали на куйбышевскую землю и сделали невероятное, построив в сложнейших условиях стратегически значимый объект, - рассказывает директор ЦСКБ Валерий Васильевич Мурашкин, - то неизвестно что было бы сегодня. Мы являемся последователями тех, кто начинал завод в годы войны. И очень важно помнить о своих корнях.


В годы войны 4-й ГПЗ выпустил пятьдесят миллионов изделий, предназначенных в первую очередь для нужд оборонной промышленности. Куйбышевские подшипники устанавливались на танках, самолетах, автомашинах, в артиллерийских орудиях, на кораблях и подводных лодках, на них работали сотни тысяч станков на предприятиях, производящих военную технику. В августе 1942 года 4-му ГПЗ вручается Красное Знамя Государственного Комитета Обороны, которое осталось на заводе навсегда. Верховный Совет СССР Указом от 23 января 1943 года награждает коллектив завода Орденом Ленина «За образцовое выполнение заданий правительства по производству подшипников для нужд обороны».

Список награжденных правительственными наградами, орденами и медалями за титанический труд в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.г., насчитывает более 1000 человек. За успешную работу завода по выполнению оборонных заказов Указом Президиума Верховного Совета СССР были награждены Орденом Ленина директор завода Юсим Яков Соломонович, главный инженер Лурье Герц Борисович, наладчик Якунов Семен Иванович. Около 5 тысяч подшипниковцев-тружеников тыла награждены медалью «За доблестный труд в ВОВ». Сотни подшипниковцев сражались на фронтах войны, в т.ч. слесарь инструментального цеха Иван Ледаков, который получил звание Героя Советского Союза за форсирование Днепра и после ранения вновь вернулся в инструментальный цех завода.

Еще одно значимое мероприятие, в котором уже много лет по праву принимают участие ветераны и сотрудники ОАО «ЕПК Самара» – это Парад Памяти на площади имени Куйбышева. В ноябре 1941 года, в городе Куйбышев и на 4-м Государственном подшипниковом заводе, судьбы которых неразрывно связаны между собой, произошли значимые события. 7 ноября на площади имени В.В. Куйбышева был проведен самый масштабный из проводимых в трех городах Москва, Куйбышев, Воронеж, военный парад. Отсюда ушли на фронт 22 тысячи солдат и командиров. 178 000 рабочих и служащих отправились на оборонные предприятия, чтобы поддерживать армию в тылу. А буквально через две недели после этого события, рабочие 4-го ГПЗ собрали первую партию роликовых подшипников, которая была отправлена на Челябинский танковый завод. Спустя годы работники ОАО «ЕПК Самара» помнят о прошлом, чтут традиции и людей, без которых существование нынешнего предприятия было бы невозможно. Красные Знамена Государственного Комитета Обороны, врученные в годы Великой Отечественной войны и после коллективу 4-го Государственного подшипникового завода, бережно хранятся на ОАО «ЕПК Самара» и покидают его стены лишь во время значимых событий. Одно из них – Парад Памяти на площади имени Куйбышева, который проходит ежегодно 4 ноября.

Сегодня ОАО «ЕПК Самара» - один из самых востребованных производителей подшипников в России и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Предприятие выпускает более 5000 наименований специальных подшипников. Продукция ОАО «ЕПК Самара» применяется в ракетостроении, кораблестроении, станкостроении, автомобилестроении, приборостроении. Основными потребителями ОАО «ЕПК Самара» является авиационная и космическая промышленность. Во всех наших ракетах-носителях используются подшипники, изготовленные на самарском заводе. «ЕПК Самара» прочно заняло свою нишу и во многом является уникальным предприятием. Секрет его успеха в мощной научной базе, возможностях технического перевооружения и в кадровом потенциале.